Суббота, 14.06.2025, 09:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Садриева Ленара Рашатовича

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


«Способы организации информационной среды с родителями младшего школьника»

Вопрос ограничения  негативного влияния информационной среды на ребенка волнует большинство родителей. В век информационных технологий проблема влияния среды на развитие личности ребенка получила новый – информационный – характер.

Родителей, как правило, чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений, а также возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием.

Ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения в самочувствии ребенка, повлиять на его психику.

В работе с родителями учителю начальной школы следует организовать беседы и собрания просветительского назначения. В ходе таких бесед учитель может давать родителям следующие рекомендации:

  1. Внимательно отслеживать время, которое ребенок проводит за телевизором и компьютером;
  2. Интересоваться содержанием телевизионных передач, печатных изданий, электронных ресурсов и компьютерных игр, которыми интересуется ребенок;
  3. Помните: без ущерба для здоровья младшие  школьники могут работать за компьютером не более 30 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 15-20 минут, причем 3 раза в неделю, через день;
  4. Особенно тщательно отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления;
  5. После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения [1].

Особую проблему представляет перенасыщенность современной информационной среды, доступной детям младшего школьного возраста. Большинство материалов периодической печати, телевизионных программ и интернет -ресурсов не могут быть рекомендованы к просмотру детьми. В связи с этим семья остро нуждается в грамотном и своевременном консультировании по вопросу обеспечения соответствующего информационного пространства для детей. Поэтому учитель начальной школы должен ориентировать в вопросе выбора книг, журналов, телевизионных программ, художественных и мультипликационных фильмов, а также  компьютерных игр на развитие учащихся в начальной школе.

Рассмотрим основные информационные источники, рекомендованные для использования с младшими школьниками:

  1. Компьютерные программы для младшего школьника;
  2. Телевизионные программы для детей;
  3. Радио-передачи;
  4. Периодические издания для детей;
  5. Книги.

Рассмотрим компьютерные программы и игры для младшего школьника, которые можно порекомендовать родителям для их детей.

  • Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка – это обучающая детская игра: "Азбука-малышка с тетушкой Совой и домовенком               анимационная образовательная компьютерная   игра для детей младшего возраста, с помощью которой ребенок сможет познакомиться c буквами русского алфавита и выучить их. Игра может быть использована с дошкольниками и первоклассниками.
  • Мир животных Детская обучающая игра. В этой игре, полной загадок и мини-игр, ребенок познакомится с различными животными (более 30 видов). Расширяет содержание материала по окружающему миру.
  • Уроки детского творчества - Детская обучающая игра. Ребенок в ходе игры знакомится с нотками и научится сочинять музыку. Вместе с домовятами отгадывает загадки и играет с рифмами, сочиняет стихи.
  •  Английский язык для детей. Учим слова - Обучающая программа для детей. Эта яркая и веселая игровая программа будет интересна не только детям любого возраста, но и их родителям. На занятиях ребенок запомнит более 200 английских слов, научится их произносить.
  • Веселые уроки. 1 класс - Три диска в одном сборнике. Компьютерная программа (2011). Обучающий сборник для младших школьников, дополняющий школьную программу. Каждую минуту у детей возникает множество вопросов об окружающем мире. Их любознательность вполне естественна, ведь они постоянно открывают для себя что-то новое.
  •  Веселые уроки. 2 класс - Три диска в одном сборнике. Компьютерная программа (2011). Обучающий сборник для младших школьников, дополняющий школьную программу. Вторая часть сборника поможет ребятам узнать все самое интересное об окружающем мире, который куда больше, чем кажется на первый взгляд.
  •  Веселые уроки. 3 класс - Три диска в одном сборнике. Обучающий сборник для младших школьников, дополняющий школьную программу. С новой частью замечательного сборника ребят ожидает сюрприз - интерактивное путешествие по зоопарку.
  •  Окружающий мир - Детская обучающая игра. Из чего сделаны облака, как растут горы, откуда берется электричество, какие сокровища хранятся в подземныых пещерах, как чистят воздух деревья? – в занимательной форме данное электронное пособие ответит на многие интересующие младшего школьника вопросы [11].

Рассмотрим  телевизионные программы  для детей.

Дети очень  восприимчивы к телевизионной картинке. Она все время меняется. Больше всего малыши любят рекламу. И недаром. Она коротка, красочна, театральна, музыкальна и часто повторяется. То, что нужно! Дети сосредотачиваются и внимательно смотрят на экран. 
Телевидение может служить познавательным целям. Учить малышей считать и читать.

В телевизионной программе есть множество детский каналов для детей таких как:

  • Мультфильмы -  на этом канале показывают только добрые и веселые мультфильмы, которые не страшно показать своим детям;
  • Карусель - лучшие мультфильмы и сериалы мира, реалити-шоу, спортивные игры, интеллектуальные викторины, новости литературы, музыки, театра, а также специально произведенные программы;
  • Улыбка ребенка -  концепция канала заключается в нравственном воспитании ребенка; красивые и добрые мультфильмы;
  • Школьник ТВ (Знание) – образовательные передачи для школьников;
  • Пять с плюсом - парады детских песен и танцев, игры для малышей, викторины для телезрителей [8].

К основным информационным источникам, рекомендованным для использования с младшими школьниками, относится и детское радио.

Детское радио – единственная в России радиостанция, вещание которой целиком посвящено детям. Радиостанция впервые вышла в эфир 25 декабря 2007 года в Москве. Запуск уникального социального проекта накануне нового 2008 года, объявлено в России Годом семьи, начался с приветственных слов Д.А. Медведева.

    Круглосуточный эфир Детского  радио состоит из детских песен, спектаклей, познавательно – развивающих и развлекательных программ и рубрик, информационно – просветительских программ для родителей. Радиостанция учитывает возрастные особенности и распорядок дня слушателей [9].

Таким образом, можно констатировать, что в современном информационном пространстве существует достаточно много качественных, воспитательно-ориентированных источников информации. Главное  - умение родителей и педагогов грамотно выбрать из всего многообразия те информационные ресурсы, которые имеют высокий нравственный и художественный потенциал.

 

Заключение

Развитие и становление личности ребенка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие младшего школьника в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации. Современная Россия приближается к общемировым стандартам во всех отношениях. Этот процесс касается и свободы средств массовой информации. Но свобода такого рода не всегда оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.

В ходе данного исследования мы рассмотрели понятие «информационная среда», определили ее влияние на развитие младшего школьника, охарактеризовали основные закономерности семейного воспитания. Ребенок не способен компетентно оценить характер информации, поступающей к его органам чувств, в силу ограниченности своего опыта. Взрослые, педагоги и особенно члены семьи, должны контролировать информационные потоки. При взаимодействии с родителями по вопросу организации информационной среды младших школьников учителю важно опираться на знание возрастных особенностей детей и особенностей семейного воспитания. Педагог в ходе индивидуальных и групповых консультаций должен направлять деятельность родителей, ориентировать их в мире информации, давать четкие рекомендации.

Таким образом, от воспитания ребенка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит будущая жизнь человека, процесс социализации его личности в обществе. Немаловажное влияние на этот процесс оказывают средства массовой информации.

 

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П., Белая К.Ю., Колобаева Е.Ю., Фомина А.А. Раздаточный материал. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. (Программа «Московская семья – компетентные родители»). – М.: Школьная Пресса, 2011. – 224 с. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 273.)
  2. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2005. – 208 с.
  3. Данилова А.А. Манипулирование  словом в средствах массовой информации. – М.: Добросвет. КДУ, 2009. – 234 с.
  4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
  6. Бондаренко Е.А. Современная информационно-предметная среда в изучении МХК. [WWW document]. URL http://www.openclass.ru/io/22/bondarenko
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» [WWW document]. URL  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EA%EB%E0%EC%E0
  8. Детские каналы. [WWW document]. URL http://tv-here.ru/kids
  9. Детское радио. [WWW document]. URL  http://www.deti.fm
  10. Ежемесячный журнал для детей 6 – 12 лет. «Мурзилка». [WWW document]. URL http://www.murzilka.org/glossary/detskaya_gazeta
  11. Компьютерные игры и программы для детей. [WWW document]. URL http://www.ozon.ru/context/catalog/id/7263
  12. Электронные версии печатных изданий. Издания по теме Детские. [WWW document]. URL http://pressa.ru/Themecontent/show/tema/Detskie-(do-10-let)
Категория: Мои статьи | Добавил: lenarlenox (17.05.2020) | Автор: Садриев Ленар Рашатович
Просмотров: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Прогноз погоды
Гимн России и Башк